Диагностика


ТЕСТ «СТРАХИ в ДОМИКАХ»
Цель: определить какие страхи испытывает ребенок.
Тест «Страхи в домиках» проводится индивидуально. Ребенку предлагается выбрать и распределить все картинки по двум домикам – красивому и страшному.
После выполнения задания ребенок «закрывает» страшный дом на замок.
Страхи в страшном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.
 
 
Возрастные нормы. Среднее число страхов у детей.
Возраст           Число страхов
                    мальчики  девочки
3                        9                7
4                        7                9
5                        8               11
6                        9               11
7(дошкольник)   9               12
 
 
МЕТОДИКА «БЕСЕДА О ШКОЛЕ»
(модифицированный вариант Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера)
Цель: выявить сформированность внутренней позиции школьника, его  мотивации учения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: 6,5 – 7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.
Варианты ответов и их оценка:
• А – ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла
• Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл
• В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов
 
 
Вопросы беседы
Варианты ответов
Баллы
 
1. Хочешь ли ты идти в школу?
А – очень хочу (интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.)
Б – так себе, не знаю (интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т.д.
В – не хочу (внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала)
 
2
 
 
 
1
 
 
0
2. Почему ты хочешь идти в школу?
А –интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.
Б – интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т.д.
В –внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала
 
2
 
 
1
 
0
3. Готовишься ли ты к школе?
Как ты готовишься (тебя готовят)?
А – освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д.
Б – приобретение формы, школьных принадлежностей
В – занятия, не относящиеся к школе
 
2
 
1
 
0
4. Нравится ли тебе в школе?
Что тебе нравится или не нравится больше всего?
(предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе)
А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка
Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса
В – уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе
 
2
 
 
1
 
 
 
 
0
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?
А – занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т.д.
Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование
В – занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гуляние, помощь по хозяйству, уход за животными
 
2
 
1
 
0
 Интерпретация результатов:
• 9-10 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);
• 5-8 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);
• 0-4 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).


МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА»
 
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. «Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Инструкция (индивидуальный вариант)
У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя?». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация
Ступенька 7 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Ступеньки 5,6 – адекватная самооценка.
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка. Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ребенка. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье.
Ступеньки 2,3 – низкая самооценка.
Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, неудачно наклеенный домик на занятии и т.д. И в беседе ребенок расскажет об этом. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой). Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего». Очень важно знать причину низкой самооценки ребенка – без этого нельзя помочь ребенку. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к ребенку. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка. Искать положительное в деятельности ребенка, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки.
Ступенька 1 – резко заниженная самооценка.
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на ребенка факторов. Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с воспитателями, сверстниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность воспитателя, педагога-психолога, родителей. Суть поддержки и психологической помощи детям с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним. Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ребенка, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку дошкольника.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ПОЗИТИВНОГО (ППС) И НЕГАТИВНОГО (НПС) ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
«ПАРОВОЗИК» (С. В. Велиева)
Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: Рассмотри все вагончики. Надо построить необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым.
Теперь выбери из оставшихся самый красивый. И т. д.

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все цветовые вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.
Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

Обработка данных, полученных с помощью методики при индивидуальном обследовании, проводится следующим образом:
Присваивается один балл, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый – на третью; красный, желтый, зеленый – на шестую.
Два балла присваивается, если ребенок ставит вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый – на вторую позицию; красный, желтый, зеленый – на   седьмую, синий – на восьмую.
Три балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий – на седьмую позицию; красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию.

Если в результате суммирования полученных данных баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное.
При 4–6 баллах – как негативное психическое состояние(НПС) низкой степени;
при 7–9 баллах – как НПС средней степени;
больше 9 баллов – НПС высокой степени.

   ЦВЕТОВЫЕ МЕТОДИКИ


Психологами было разработано множество различных цветовых тестов с целью выявления индивидуальных особенностей характера и личности, диагностики психологического и эмоционального состояния.
Для выяснения особенностей личности ребёнка важны не только сознательные, но и бессознательные проявления. К последним относятся ассоциации: например, то, как дети соотносят свои отношения с окружающим миром с цветами.
Цветовые тесты помогают понять, о каких проблемах свидетельствует выбор ребёнка того или иного цвета. Благодаря простоте, понятности, а также игровой основе такого вида диагностики, цветовые тесты можно проводить с раннего возраста детей — 3–4 лет.
Выявить отношение ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку, основные психические состояния, испытываемые ребенком в семье, нам помогает диагностика эмоциональных отношений в семье «Цветик-восьмицветик».


Не стоит также забывать, что Цвет и Рисунок являются лучшим лекарством для лечения души человека любого возраста. Все, кто хотя бы время от времени рисовал цветными красками, знает, какое удовольствие можно испытать от занятий с рисунком и цветом. В свою очередь, рисунок, выполненный в цвете, может оказывать большое влияние как на эмоциональный фон и настроение человека, так и на его здоровье.




Комментариев нет:

Отправить комментарий