Диагностика


МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

«ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ЧУВСТВ»
(Авторская - Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)
Применяется с детьми от 5 до 13 лет.
Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает или просит достать восемь разноцветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и бланк методики.
Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость, Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем… Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих.  Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда – всю краску унес ветер.»
- У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.
Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.
Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник!  Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому   жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету домика».
Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой   перечислены названия чувств.
В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется   у ребенка определенное чувство.
Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри – вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления     страны карта еще не исправлена.
Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь     раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту. Помести на ней Чувства, живущие в домиках, как тебе хочется».
Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это – человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже   на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас   и подкрепить свои   слова рассматриванием карт).
Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят и говорит, что в следующий раз они начнут   ближе знакомиться с этой страной и узнают много интересных историй.
Обработка результатов.
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.
1.    Все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.
2.    Адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики.
3.    На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически    разделить силуэт на 5 зон:
·        голова и шея (символизируют ментальную деятельность);
·        туловище до линии талии, исключая руки (символизируют    эмоциональную деятельность);
·        руки до плеч (символизируют эмоциональную деятельность);
·        тазобедренная   область (символизирует область творческих переживаний);
·        ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «Заземления» негативных переживаний).
Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тела.
Например, чувства, «живущие» в голове, окрашивают мысли. Если в голове живет «страх», наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто.  В ногах живут чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились
«негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.  В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими.
6 – 8 домиков (75%-100%) раскрашены адекватными цветами, распределены по «Карте страны» гармонично – норма психоэмоционального состояния.
3 – 5 (38%-62%) домиков раскрашены неадекватными цветами, распределение по «Карте страны» вызывает дисгармонию – уровень психоэмоционального состояния ниже нормы. 



 


ЗРИТЕЛЬНО МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ. ТЕСТ БЕНДЕРА
Для исследования зрительно-моторной координации применяется тест Бендера.
Стимульный материал
Лист бумаги с геометрическими фигурами, расположенными в опреде­ленном порядке и в определенной ориентации.
Инструкция
- Скопируй, пожалуйста, эти рисунки. Постарайся выполнить задание как можно точнее, разместив все три фигуры, которые тебе надо срисовать, на одном листе бумаги.
Проведение теста
Детям дают лист белой бумаги и карандаш. После инструкции последо­вательно предъявляют все три схемы геометрических фигур. Взрослый по­вторяет, что на этом листочке надо будет нарисовать еще две схемы. После окончания работы одну схему убирают и ребенку предъявляют следующую.
 
 
При оценке результатов подсчитывают количество баллов, набранных ребенком при рисовании каждой фигуры.
Фигура 1 — правильный ромб -2 балла, размеры фигур приблизительно одинаковые - 2 балла;
обе фигуры соприкасаются углами или почти соприкасаются — 1 балл.
Фигура 2 — гори­зонтальная ось проходит через все три вершины - 2 балла; есть хотя бы два четких угла — 2 балла;
число элементов правильное - 2 балла;
расстояние между элементами одинаковое - 2 балла.
Фигура 3 — у внешней фигуры все утлы правильные - 2 балла.
Внешняя фигура расположена горизонтально -1 балл;
внутренняя фигура лежит посредине большой — 1 балл;
внутренняя фигура соприкасается с внешней вверху и внизу - 1 балл.
Максимальное общее количество баллов, которое может набрать ребенок при копировании всех трех фигур, — 18.
В норме дети должны набрать не меньше 10-11 баллов.
Если ребенок набрал 7-9 баллов, координация зрения и движения руки у него сформирована недостаточно.
У детей, набравших меньше 6 баллов, можно предположить нарушение зрительно-моторной или пространственной коор­динации, другие интеллектуальные нарушения.

ТЕСТ «СТРАХИ в ДОМИКАХ»

Цель: определить какие страхи испытывает ребенок.
Тест «Страхи в домиках» проводится индивидуально. Ребенку предлагается выбрать и распределить все картинки по двум домикам – красивому и страшному.
После выполнения задания ребенок «закрывает» страшный дом на замок.
Страхи в страшном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.
 
 
Возрастные нормы. Среднее число страхов у детей.
Возраст           Число страхов
                    мальчики  девочки
3                        9                7
4                        7                9
5                        8               11
6                        9               11
7(дошкольник)   9               12
 
 
МЕТОДИКА «БЕСЕДА О ШКОЛЕ»
(модифицированный вариант Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера)

Цель: выявить сформированность внутренней позиции школьника, его  мотивации учения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 6,5 – 7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.
Варианты ответов и их оценка:
• А – ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла
• Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл
• В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов
 
 
Вопросы беседы
Варианты ответов
Баллы
 
1. Хочешь ли ты идти в школу?
А – очень хочу (интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.)
Б – так себе, не знаю (интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т.д.
В – не хочу (внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала)
 
2
 
 
 
1
 
 
0
2. Почему ты хочешь идти в школу?
А –интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.
Б – интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т.д.
В –внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала
 
2
 
 
1
 
0
3. Готовишься ли ты к школе?
Как ты готовишься (тебя готовят)?
А – освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д.
Б – приобретение формы, школьных принадлежностей
В – занятия, не относящиеся к школе
 
2
 
1
 
0
4. Нравится ли тебе в школе?
Что тебе нравится или не нравится больше всего?
(предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе)
А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка
Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса
В – уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе
 
2
 
 
1
 
 
 
 
0
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?
А – занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т.д.
Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование
В – занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гуляние, помощь по хозяйству, уход за животными
 
2
 
1
 
0
 Интерпретация результатов:
• 9-10 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);
• 5-8 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);
• 0-4 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).


МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА»
 
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. «Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Инструкция (индивидуальный вариант)
У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя?». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация
Ступенька 7 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Ступеньки 5,6 – адекватная самооценка.
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка. Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ребенка. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье.
Ступеньки 2,3 – низкая самооценка.
Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, неудачно наклеенный домик на занятии и т.д. И в беседе ребенок расскажет об этом. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой). Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего». Очень важно знать причину низкой самооценки ребенка – без этого нельзя помочь ребенку. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к ребенку. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка. Искать положительное в деятельности ребенка, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки.
Ступенька 1 – резко заниженная самооценка.
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на ребенка факторов. Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с воспитателями, сверстниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность воспитателя, педагога-психолога, родителей. Суть поддержки и психологической помощи детям с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним. Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ребенка, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку дошкольника.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ПОЗИТИВНОГО (ППС) И НЕГАТИВНОГО (НПС) ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
«ПАРОВОЗИК» (С. В. Велиева)
Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: Рассмотри все вагончики. Надо построить необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым.
Теперь выбери из оставшихся самый красивый. И т. д.

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все цветовые вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.
Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

Обработка данных, полученных с помощью методики при индивидуальном обследовании, проводится следующим образом:
Присваивается один балл, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый – на третью; красный, желтый, зеленый – на шестую.
Два балла присваивается, если ребенок ставит вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый – на вторую позицию; красный, желтый, зеленый – на   седьмую, синий – на восьмую.
Три балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий – на седьмую позицию; красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию.

Если в результате суммирования полученных данных баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное.
При 4–6 баллах – как негативное психическое состояние(НПС) низкой степени;
при 7–9 баллах – как НПС средней степени;
больше 9 баллов – НПС высокой степени.

   ЦВЕТОВЫЕ МЕТОДИКИ


Психологами было разработано множество различных цветовых тестов с целью выявления индивидуальных особенностей характера и личности, диагностики психологического и эмоционального состояния.
Для выяснения особенностей личности ребёнка важны не только сознательные, но и бессознательные проявления. К последним относятся ассоциации: например, то, как дети соотносят свои отношения с окружающим миром с цветами.
Цветовые тесты помогают понять, о каких проблемах свидетельствует выбор ребёнка того или иного цвета. Благодаря простоте, понятности, а также игровой основе такого вида диагностики, цветовые тесты можно проводить с раннего возраста детей — 3–4 лет.
Выявить отношение ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку, основные психические состояния, испытываемые ребенком в семье, нам помогает диагностика эмоциональных отношений в семье «Цветик-восьмицветик».


Не стоит также забывать, что Цвет и Рисунок являются лучшим лекарством для лечения души человека любого возраста. Все, кто хотя бы время от времени рисовал цветными красками, знает, какое удовольствие можно испытать от занятий с рисунком и цветом. В свою очередь, рисунок, выполненный в цвете, может оказывать большое влияние как на эмоциональный фон и настроение человека, так и на его здоровье.




Комментариев нет:

Отправить комментарий