пятница, 11 сентября 2020 г.

Кризис 3-х лет

Под кризисом 3 лет у детей понимается - резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому типу взаимоотношений с окружающим миром.
 

Симптомы кризиса 3 лет у детей

· Ребёнок начинает отделяться от взрослых.
· Ребенок начинает отстаивать свое «Я». В речи ребенка все чаще можно услышать «Я», "Я сам", "Я могу", "Я хочу".
· Возникает непреодолимое желание все делать, решать самостоятельно. В связи с чем, он яростно противостоит любому давлению со стороны окружающих людей. Малыш становится упрямым.

· Появляется чувство собственности, склонность к жадности, ревности.
· Дети не делают того, о чем их попросили, делают все наоборот. Родителям важно знать, что стремление делать все наоборот проявляется против воли ребенка, в ущерб его интересам.
· Ребенок может проявлять недовольство тем, что предлагает ему взрослый, может ссориться с окружающими людьми, вести себя агрессивно, кусаться, драться.
· В этом возрасте у детей часты слезы и истерика, если взрослые не удовлетворили желания ребёнка. 
· Ребенок требует от взрослых постоянного внимания к себе. 
· Дети во время кризиса 3 лет больше стремятся к поощрениям, появляется чувство гордости за свои достижения, успехи.

 

Причины кризиса 3 лет у детей

В период кризиса 3 лет у детей появляются такие особенности в поведении как: негативизм, своеволие, упрямство, агрессия и многие другие нежелательные проявления психики. Эти особенности поведения объясняются тем, что ребёнок период 2,5 - 3,5 лет начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю.
Острое протекание кризиса трех лет с истериками может быть следствием авторитарной модели воспитания в семье, ограничения личной инициативы и самостоятельности ребёнка, неадекватного и частого применения наказаний и запретов, либо наоборот к обострению взаимоотношений ребенка со взрослыми будет способствовать такой стиль семейного воспитания как гиперопека, а также несогласованность и непоследовательность в требованиях к ребенку.

Сколько длится кризис 3 лет у детей?

В центре кризиса 3 лет стоит бунт против авторитарного воспитания. Понятие "кризис 3 лет" весьма условно, его временные границы размыты. Продолжительность протекания кризиса 3 лет зависит от выбранной модели воспитания, особенностей психики и личности самого ребенка. 

 

Положительные приобретенные черты личности ребенка после кризиса 3 лет:

· Становление нового уровня самосознания.
· Стремление к самостоятельности.
· Развитие волевых качеств, активности.
· Установление со взрослыми более глубоких, новых отношений в общении, познавательной и предметной деятельности, игре, в которой велика значимость положительной оценки взрослых успехов и личных достижений детей.

 

Как помочь ребенку справиться с кризисом 3 лет:

· Не применяйте авторитарный стиль воспитания, откажитесь от гиперопеки.
· Придерживайтесь единой тактики воспитания. Детям следует предъявлять единые требования.
· Проявляйте чуткость и терпение.
· При возникновении у ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте спокойствие и терпение.  Не позволяйте себе кричать и срываться в ответ, если ребенок будет видеть ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ. Ребенок не должен усвоить, что криком, слезами и истерикой можно манипулировать родителями. Детей, бьющихся в истерике не нужно наказывать. Ваш крик и ругань только усилят истерику. Ребёнок сам успокоиться, когда поймет, что на вас его слезы не действуют. 
· Старайтесь не спорить с ребёнком. Не пытайтесь силой переломить его упрямство. Помните, что ребенок проверяет вас. Раньше ребёнку было позволено практически всё, теперь же многое находится под запретом, в следствие чего ребенок пытается выстроить новую систему взаимоотношений со взрослыми и окружающим миром. Ребёнок учится на родителях отстаивать свою точку зрения, независимость.
· Не командуйте своим ребенком! Это лишь приведет к нервному напряжению.
· Поменьше торопите его.
· Дайте возможность ребенку быть самостоятельным (например, самому одеваться и раздеваться).
· Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность. Поручите ему несложные задания: полить цветы, накрыть на стол, подмести пол и т.д. Четвертый год жизни наиболее благоприятный период для формирования трудолюбия у ребенка.
· Позвольте ребенку делать самостоятельный выбор: спрашивайте, какую игрушку он бы хотел взять с собой в садик или на прогулку. Какую футболку хотел бы одеть из предложенных вами нескольких вариантов. Ребёнок должен учиться принимать самостоятельные решения. 
· Уступайте в мелочах. Если ребенок за обедом хочет сначала съесть второе, а потом суп, позвольте ему, ничего страшного не случиться. 
· Ищите вместе с ребёнком компромиссные решения в сложившейся конфликтной ситуации, с предоставлением ребенку права выбора.
· Воспитание должно строиться не на запретах и наказаниях, а на позитивном разрешении действовать. 
· Регулярное понукание со временем порождает упрямство, занижает самооценку, лишает самостоятельности и права выбора собственного пути решения стоящей перед ним задачи. Помните, любая чрезмерная опека убивает инициативу ребенка.
· Предлагайте ребенку свою помощь, а не делайте все за него.
· Показывайте ребенку свою любовь, чаще хвалите, обнимайте его. Малыш может решить, что вы его не любите, если вы начнете постоянно ругать его за его проступки, например, за нечаянно разбитую чашку или пролитый суп. Ребёнок в этом возрасте не способен еще разграничивать ваше отношение к его конкретным поступкам и общее отношение к нему лично. Спокойно объясните ребёнку почему он не прав, почему это плохо. Чтобы не закреплять в ребенке комплекс вины не кричите на него.
· В возрасте 3 лет игра становится для ребенка ведущей деятельностью. Используйте игровые приемы в общении с ребенком. Если ребенок отказывается кушать кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с ребенком. По средствам ролевых игр можно обучить ребенка правилам этикета, нормам поведения, правилам вежливости, как правильно вести себя за столом, в союзники возьмите игрушки ребенка.  
· Ребенок четвёртого года жизни начинает испытывать гордость за свои успехи и достижения. Хвалите и поддерживайте своего ребенка.
· Не сравнивайте достижения вашего ребенка с достижениями других детей. На четвертом году жизни у ребенка еще не сформировано чувство здорового соперничества. Сказав своему ребенку: "Вот посмотри, какой Катя красивый аккуратный кораблик нарисовала, а у тебя не корабль, а корыто какое-то и рисунок неаккуратный, ты не старался!" вы внушите малышу только негативные чувства к Кате. Намного будет лучше и эффективнее, если вы приведете ребёнку его собственный пример, например: "Сегодня у тебя кораблик получился намного лучше, чем вчера, рисунок аккуратный, молодец".
· Не следует ставить ребёнку общих оценок, типа: "растяпа", "плохорукий" и т.п. Ваши невзначай брошенные слова могут больно ранить ребенка и послужить основой для дальнейших психологических проблем. Поддерживайте в ребёнке уверенность, что он всё может сделать сам: "Молодец, у тебя почти получилось, давай я тебе немного помогу, и мы вместе всё сделаем правильно". 
 
Кризис 3 лет у детей - это период серьёзного испытания для родителей. Помните, что вы тоже когда-то были детьми. Если вам сложно в одиночку справиться с поведенческими проявлениями ребенка, не тяните, обратитесь к детскому психологу, он поможет вам восстановить мир в семье.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий