Для ребенка
дошкольного возраста большое значение имеет фиксированное отношение к себе и к окружающим.
Бесспорно, родители - самые значимые и
любимые для него люди. Их родительские установки играют огромную роль в эмоционально-личностном
развитии ребёнка.
Нам,
как родителям, стоит очень осторожно и внимательно относиться к своим словесным
обращениям, к оценке поступков.
Установки
возникают повседневно.
Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства.
Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства.
Несомненно,
большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному
развитию личности ребёнка.
Примером
исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных
установок, являются пословицы, поговорки и сказки с мудрым смыслом, где добро
побеждает зло, где важна вера в себя и свои силы.
Предлагаю
вам наиболее часто встречающиеся негативные родительские установки. Обратите
внимание на те последствия, которые они могут иметь для развития личности
ребенка, и научитесь не допускать их. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее
в своем детстве от своих родителей? Проанализируйте, какие установки вы даёте
своим детям.
Развивайте в ребёнке веру в себя!
Негативные установки
|
Последствия
|
Позитивные установки
|
"Не
будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".
|
Замкнутость,
отчуждённость, угодливость, безынициативность, приверженность стереотипному
поведению.
|
"Будь
собой, у каждого в жизни будут друзья!"
|
"Горе
ты моё!"
|
Чувство
вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение,
конфликты с родителями.
|
"Счастье
ты моё, радость моя!"
|
"Не
твоего ума дело!"
|
Низкая
самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения,
робость, отчуждённость, конфликты с родителями.
|
"А
ты как думаешь?"
|
"Ты
совсем, как твой папа (мама)…"
|
Трудности
в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная
самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.
|
"Папа
у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!"
|
"Ничего
не умеешь делать!"
|
Неуверенность
в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития,
безынициативность, низкая мотивация к достижению.
|
"Попробуй
ещё, у тебя обязательно получится!"
|
"Не
кричи так, оглохнешь!"
|
Скрытая
агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и
ушей, конфликтность.
|
"Скажи
мне на ушко, давай пошепчемся…!"
|
"Неряха,
грязнуля!"
|
Чувство
вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности,
неразборчивость в выборе друзей.
|
"Как
приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"
|
"Ты
плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!"
|
Чувство
вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от
родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.
|
"Я
никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!"
|
"Жизнь
очень трудна: вырастешь – узнаешь…!"
|
Недоверчивость,
трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия,
склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.
|
"Жизнь
интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!"
|
"Уйди
с глаз моих, встань в угол!"
|
Нарушения
взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие,
озлобленность, агрессивность.
|
"Иди
ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"
|
"Не
ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь толстая!"
|
Проблемы
с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие
себя.
|
"Давай
немного оставим папе (маме) и т.д."
|
"Нельзя
ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!"
|
Робость,
страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность,
нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.
|
"Смелее,
ты всё можешь сам!"
|
"Всегда
ты не вовремя подожди…"
|
Отчуждённость,
скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности,
"уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.
|
"Давай,
я тебе помогу!"
|
"Никого
не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!"
|
Отсутствие
самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в
общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.
|
"Держи
себя в руках, уважай людей!"
|
Сказав так: подумайте
о последствиях и вовремя
исправьтесь!
Комментариев нет:
Отправить комментарий