Вы
вдруг заметили, что ребенок говорит о себе как будто со стороны: «Дима хочет
пить» или «Катя надела платье». Нормально ли это, а если да, то до какого
возраста? Как научить ребенка говорить о себе, как взрослый – «Я»?
Все знают,
что маленькие дети (до трех лет) часто говорят о себе в третьем лице. Психологи
связывают это с несформированным осознанием себя как отдельного человека, или неоконченной
самоидентификацией, или осознанием ребенком своего «Я».
Ребенок
осознает себя как личность постепенно. Считается, что лишь к собственному
трехлетию дети психологически «сепарируются», или отделяются, от матери.
Конечно, процесс это не одномоментный, однако обычно именно на возраст 3 года
приходится кризис осознания себя как личности. Малыш начинает понимать, что он
– не часть мамы, не какой-то абстрактный мальчик или девочка, а «Я». Он
уверенно утверждает «Я хочу», «Дай мне». В трехлетнем возрасте дети настойчиво
отстаивают свою самостоятельность, что может выражаться в капризах, негативизме,
упрямстве, непослушании.
Почти
во всех семьях, где есть маленькие дети, с ними принято разговаривать
определенным образом: «Сейчас мама Вову оденет, и Вова пойдет гулять». Такое
обращение в чем-то оправдано с малышами, которым несколько месяцев от роду. Но
мамы так вживаются в этот «отстраненный» образ, что продолжают говорить о себе
в третьем лице и с двухлетками, да что там – порой и с четырехлетними детьми!
Неудивительно, что дети, учась у взрослых, начинают повторять за ними: «Дай
Кате яблоко» или «Саша хочет погулять». Родителям это кажется милым и даже
забавным, но до определенного возраста. Если ребенок хорошо говорит, но
называет себя по имени, это несколько режет слух.
Обычно
дети перестают говорить о себе в третьем лице примерно к 3 годам. Однако
существуют примеры семей, в которых о детях никогда не говорили отстраненно, в
третьем лице, и всегда обращались, как к остальным людям: «Ты хочешь пойти
гулять?», «Какая игрушка тебе больше нравится?», «Я сейчас надену тебе
штанишки». Удивительно, но такие детишки не только никогда не говорили о себе в
третьем лице, но и «кризис 3 лет» у них вообще никак не проявлял себя. Не было
ни упрямства, ни негативизма, ни подчеркнутого «Я сам!».
Из
приведенного примера становится понятно: проблема с переходом от третьего лица
к первому в обозначении себя вполне может быть вызвана неправильным обращением
к малышу взрослых. Представьте себя на месте ребенка! Говоря с ним, мама
называет себя мамой, папа – папой, а бабушка – бабушкой. А при общении друг с
другом родители говорят о себе совсем по-другому. К самому ребенку, даже в
вопросах, обращаются: «Даша хочет кушать?». Вот и приходится малышу
самостоятельно перестраиваться на «взрослую» речь, попутно переживая
пресловутую самоидентификацию.
А
еще попробуйте и о себе говорить «я готовлю обед», а не «мама готовит обед».
Это определенно поможет вашему ребенку приблизиться к «нормальной» речи.
Некоторые
психологи вообще не рекомендуют использовать в своей речи обозначение себя и
ребенка в третьем лице. Таким образом, вы повысите шансы вырастить его
независимым, уверенным в себе, активным и общительным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий