Основной
целью определения психологической готовности к школьному обучению является
профилактика школьной дезадаптации.
Традиционно
выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и
социальный.
Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона, концентрацию внимания, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.
На основании выделенных выше компонентов готовности к школьному обучению создаются тесты определения школьной зрелости. Среди наиболее известных тестов готовности к школьному обучению, применяющихся в нашей стране, широкое применение получили «Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека» и тест Г. Витцлака «Способность к обучению в школе».
Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона, концентрацию внимания, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.
Характерной
особенностью интеллектуальной готовности к школе, которая обеспечивает «высокий
уровень обучаемости», является умение выделить учебную задачу и превратить ее в
самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует развития способности
удивляться, острой любознательности, постоянной потребности в новых
впечатлениях.
Эмоционально-волевая зрелость в
основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность
длительное время выполнять не очень привлекательное задание. Среди факторов,
обеспечивающих развитие волевой регуляции поведения дошкольников, – воспитание
мотивов достижения цели, овладение детьми содержанием требований взрослых
посредством словесных инструкций. Управление своим поведением у ребенка
зависит в большой мере от степени его восприимчивости к требованиям взрослого
как носителя социальных норм и правил поведения.
К социальной зрелости относятся
потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение
законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации
школьного обучения. Социально-психологическая готовность детей к школе включает
сформированность таких качеств, которые помогли бы им общаться с
одноклассниками, учителем, т.е. качеств, обеспечивающих адаптацию к новым
социальным условием и освоение новой социальной позиции.
Формирование
психологической готовности к школе предполагает воспитание
положительного, эмоционального отношения к занятиям, сочетание игровой,
продуктивной, учебной и других видов деятельности.
На основании выделенных выше компонентов готовности к школьному обучению создаются тесты определения школьной зрелости. Среди наиболее известных тестов готовности к школьному обучению, применяющихся в нашей стране, широкое применение получили «Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека» и тест Г. Витцлака «Способность к обучению в школе».
Комментариев нет:
Отправить комментарий