пятница, 15 марта 2019 г.

Профилактика школьной дезадаптации

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. 

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона, концентрацию внимания, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.

Характерной особенностью интеллектуальной готовности к школе, которая обеспечивает «высокий уровень обучаемости», является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует развития способности удивляться, острой любознательности, постоянной потребности в новых впечатлениях.

Эмоционально-волевая зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. Среди факторов, обеспечивающих развитие волевой регуляции поведения дошкольников, – воспитание мотивов достижения цели, овладение детьми содержанием требований взрослых посредством словесных инструкций. Управление своим поведением у ребенка зависит в большой мере от степени его восприимчивости к требованиям взрослого как носителя социальных норм и правил поведения.

К социальной зрелости относятся потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Социально-психологическая готовность детей к школе включает сформированность таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками, учителем, т.е. качеств, обеспечивающих адаптацию к новым социальным условием и освоение новой социальной позиции.

Формирование психологической готовности к школе предполагает воспитание положительного, эмоционального отношения к занятиям, сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности.

На основании выделенных выше компонентов готовности к школьному обучению создаются тесты определения школьной зрелости. Среди наиболее известных тестов готовности к школьному обучению, применяющихся в нашей стране, широкое применение получили «Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека» и тест Г. Витцлака «Способность к обучению в школе».

Комментариев нет:

Отправить комментарий