пятница, 14 августа 2020 г.

Цветотерапия как фактор психологического и речевого развития детей с ОВЗ

Учеными давно доказано влияние цвета на психологическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние человека. Как известно, одни цвета - приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят;
другие - раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции.
  Целью Цветотерапии является нормализация мышечного тонуса и нейтрализация негативного состояния с помощью свойства цвета.
  Цветотерапия для детей с ОВЗ – это особая методика. Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в коррекции чрезмерной активности, раздражительности и даже начинающейся детской агрессии.
  У детей ОВЗ наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Большинство из них страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование технологии Цветотерапии.
  С ее помощью можно решить следующие задачи:
·        автоматизация и дифференциация исправленных звуков с помощью предметов различных цветов;
·        совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи;
·        развитие общей и мелкой моторики;
·        обучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства;
·        развитие правильного дыхания.
  В логопедической работе элементы Цветотерапии можно применять на индивидуальных занятиях, учитывая психоэмоциональное состояние ребенка на данный момент. Например, упражнение на координацию речи с движением «Желтая песенка» дети выполняют в соответствии с текстом стихотворения, опираясь на зрительный контакт.

«ЖЕЛТАЯ ПЕСЕНКА»
Желтое солнце на землю глядит, (руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)
Желтый подсолнух за солнцем следит. (качание руками влево-вправо)
Желтые груши на ветках висят. (встряхивание руками вниз)
Желтые листья с деревьев летят. (махи руками в стороны-вверх-вниз)
Желтая бабочка, желтая букашка.
Желтые лютики, желтая ромашка. (приседания)
Желтое солнышко, желтенький песочек,
Желтый цвет радости, радуйся, дружочек. (прыжки на месте)

  Использование цвета в период автоматизации звуков может превратить скучную работу в интересную. В зависимости от автоматизируемого звука логопед предлагает ребенку картинки разных предметов, но одного цвета. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а ребенок получают интерес от процесса работы с цветом. Например, автоматизация звука «ж» (желтый жакет, желтый жилет, желтый медвежонок, желтый пожар).
  Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Ввиду того, что дошкольники по своей психоорганизации откликаются на яркие впечатления, для работы можно выбрать цветной песок. Этот материал очень нравится детям. С помощью разнообразного яркого наглядного материала дети знакомятся с понятиями основных цветов, сравнением величин, развивают мелкую моторику рук и умение логически мыслить.
  Коррекционное направление Цветотерапии предполагает работу по укреплению психофизического здоровья детей. В работе с тревожными и агрессивными детьми к помогают релаксационные игры, которые включают в себя музыкальное сопровождение. Если дети неспокойны или расстроены, поиграйте в «Танцующие руки».
Игра «ТАНЦУЮЩИЕ РУКИ» 
Цели: Если дети неспокойны или расстроены, эта игра дает им прекрасную возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
Материалы: Большие листы оберточной бумаги (или старые обои), цветные мелки. Игра сопровождается оживленной музыкой.
Разложите оберточную бумагу длинной полосой на полу.
Инструкция: Возьми два мелка. Выбери для каждой руки мелок нравящегося тебе цвета. Теперь ляг спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (иными словами, так, чтобы был простор для рисования.) Закрой глаза, и когда начнется музыка, ты можешь обеими руками рисовать по бумаге. Двигай руками в такт музыке. Потом ты сможешь посмотреть, что у тебя получилось.
  Для снижения уровня агрессии и тревожности используется игра «Волшебные краски». Дети закрепляют знания о зеленом цвете смешивая на палитре два основных цвета: синий и желтый. Вода прекрасно воспринимает и сохраняет информацию, поэтому уместно предложить «Цветную воду». Достаточно оставить стакан с водой на зеленой подставке, и она воспримет и передаст необходимую энергию.
  В результате разнообразная игровая деятельность с цветом позволяет восстановить уровень психических отклонений у ребенка и делает обучение интересным, помогает достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста, а также способствует оздоровлению всего организма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий